svn Завсегдатай
Зарегистрирован: 03.10.2012 Сообщения: 1689 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт 07 Сен 2021 г. 23:49:21 Заголовок сообщения: Откуда есть пошел cursive italic |
|
|
Кто как, а я по недостатку времени и некоторой ленности специально не интересовался историей происхождения разных шрифтов (ну, кроме обрывков полузнания/полуслухов об альдинах и прочих симпатичных вещах). Но вот ткнули в лоб, "курсив италик". Вот что можно прочесть в википедии:
"Курсив впервые был использован Альдом Мануцием и его типографией в Венеции в 1500 году.
Мануций намеревался использовать курсивный шрифт не для выделения текста, а для печати небольших, легко переносимых изданий популярных книг (часто стихов), копируя стиль рукописных рукописей того периода. Выбор курсивного шрифта, а не римского шрифта, обычно применявшегося тогда, был явно сделан для того, чтобы сделать вид издания менее формальным, домашним, предназначенным для чтения в свободное время. Курсив Мануция изготовил его гравер шрифтов Франческо Гриффо (который позже, после ссоры с Мануцием утверждал, что это он его и придумал). Шрифт воспроизводил почерк, аналогичный стилю Никколо де Никколи, и, возможно, даже собственный почерк Мануция."
https://wikiboard.ru/wiki/Italic_type
https://en.wikipedia.org/wiki/Italic_type
(чуть поправил корявости Википедии, не обращайте внимания на различия, если кто туда посмотрит)
А вот во что меня ткнули (дело происходит во Флоренции, около середины 15-го века):
"Одним из завсегдатаев вечеринок в Муджелло был старый друг Козимо Никколо Никколи. Сам по себе Никколо был личностью весьма эпатажной: разгуливал по городу в римской тоге (!) и вел, так сказать, аморальный образ жизни – открыто жил с любовницей, которую отклеил у собственного младшего брата. Любовница регулярно выносила ему мозг, и семейные скандалы этой парочки были во Флоренции притчей во языцех.
При таких раскладах у Никколо были все шансы прослыть городским сумасшедшим, но он был: а) богат, б) родом из старинного почтенного семейства, в) невероятно образован и начитан, так что флорентийцы относились к его фричеству с уважением и вообще всячески почитали как главного эксперта по всем культурным вопросам.
Особым пунктиком Никколо были античные авторы. Он завел у себя целую агентурную сеть, которая шастала по Европе, выискивая и вынюхивая, не завалялись ли в каком-нибудь замшелом монастыре неизвестные рукописи, скажем, Цицерона. Или Плиния Старшего. Или Младшего. Или какого-нибудь Диона Кассия.
Фартило агентам Никколо довольно часто. Не нужно считать, что средневековые монастыри были скопищем религиозных придурков, фукавших на все языческое и на античность в том числе. Напротив, если бы не монахи, старательно переписавшие в свое время всех этих цицеронов и плиниев, девять десятых известного ныне корпуса античной литературы до нас просто бы не дошло.
Получив очередную посылочку от агентуры, Никколо садился и переписывал ее для себя (напомним, книгопечатание все еще не в ходу). Для пущей красоты он выработал себе особый почерк – четкий, разборчивый, с наклоном вправо… в общем, вы уже догадались: это современный курсив, он же италик. И действительно, когда в Италию пришло книгопечатание, первые типографы взяли за основу почерк Никколо, а дальше уже эта мода распространилась по всей Европе."
Помянутый Козимо - это Козимо Медичи (прозвище - Козимо Старый), еще не герцог Тосканский, таковыми станут его потомки, но достойнейший представитель одного из известнейших семейств в истории.
Почерк Никколо:
Италик альдин:
Вот такому человеку мы обязаны курсивом. Неординарные люди связаны с ручками, чернилами, шрифтами, куда ни ткни. Но, конечно, отбивать любовницу у брата (младшего! - ребенка обидел), это .. это... Брат есть брат!
Взято отсюда:
https://mirrinminttu.livejournal.com/464233.html
Интереснейший цикл по истории семейства Медичи.
PS Чувствую, надо добавить, другой человек из круга Козимо Медичи, а именно Поджо Браччолини:
"Между прочим, именно он заново открыл миру знаменитую работу Лукреция «О природе вещей». Поджо наткнулся на нее в швейцарском монастыре Санкт-Галлен и переслал Никколо. Никколо переписал Лукреция своим замечательным курсивом – и слава богу, потому что оригинал потом куда-то делся. А копия осталась и до сих пор хранится в библиотеке Лауренциана – позднейшей инкарнации библиотеки Козимо Медичи.
Ну и, только не смейтесь, Поджо Браччолини тоже подарил нам шрифт – то самое семейство, которое сейчас называется Roman. Просто Поджо в свое время очень понравилось начертание буковок на древнеримских табличках, вот он и решил, что будет теперь писать именно так. А потом итальянские типографы, включая Альда Мануция… в общем, вы поняли.
А вообще он был замечательный писатель, о котором говорили, что латынь его сладка как мед. Умер Поджо в возрасте 79 лет, успев побывать канцлером Флоренции, наплодить четырнадцать незаконных и шесть законных детей (женился он при этом в 56 лет) и оставив по себе всяческую добрую память, и литературную в том числе."
Amen. |
|
svn Завсегдатай
Зарегистрирован: 03.10.2012 Сообщения: 1689 Откуда: Москва
|
Добавлено: Ср 08 Сен 2021 г. 17:35:55 Заголовок сообщения: |
|
|
Рад, что понравилось, а благодарить надо эту красавицу, исходники оттуда:
https://diary.ru/~kurufin-castle/p201065659.htm?from=0
https://diary.ru/~kurufin-castle
Там в блоге вообще много интересного про Италию времен Ренессанса. Есть женщины в русских (украинских) селеньях!
О последнем замечании сам периодически думаю. Как, ну как они столько успевали?! Все эти Буонаротти, Рафаэли, Вийоны, Гауссы, Галуа, Карно, несть им числа. Ньютон сделал большую часть своего прорыва чуть ли не за год-два, ну как это возможно? Мы-то почему не можем, неужто из-за ТВ и форумов? Потом соображаешь, что остались-то в памяти истории гении, ну, тут на сердце отлегает. С негениев какой спрос? |
|