Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Чт 07 Окт 2021 г. 11:10:06 Заголовок сообщения: Писчебумажные принадлежности в художественной литературе |
|
|
Здравствуйте, коллеги!
Предлагаю размещать в этой теме художественную литературу на канцелярскую тему.
Это могут быть детские сказки, рассказы и рассказики, стихотворения и стишки, и прочее, где фигурировали бы какие-либо канцелярские принадлежности, например, ручки, авторучки, карандаши, чернила и другие полезные в этом отношении вещи. И еще, я бы не стал ограничиваться только русским языком.
Очевидно, что это будут не шедевры мировой литературы, но все же весьма любопытные творения пера и карандаша.
Начать хотелось бы со сказки 1945-го года для младшего возраста под названием "Умное перо" за авторством Белышева Иван Петровича (1894-1942).

В формате PDF лежит тут https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01005348184?page=1&rotate=0&theme=white
Два слова об авторе.
Самые популярные книги писателя — «Тридцать три желания» и «Упрямый котёнок». Последняя была выпущена уже после его смерти, претерпев многочисленные переиздания. В 1953 году режиссёр Мстислав Пащенко поставил по её мотивам мультфильм «Непослушный котёнок»
Погиб от голода в блокадном Ленинграде в 23 февраля 1942 году.
Об этом авторе есть статья в wiki: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
P.S. Если подобная тема уже поднималась или ей не место в этом разделе, то прошу меня поправить. 
Последний раз редактировалось: softspring (Пн 25 Окт 2021 г. 13:17:26), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Crumb Посетитель

Зарегистрирован: 26.06.2021 Сообщения: 88 Откуда: мск
|
Добавлено: Чт 07 Окт 2021 г. 19:46:42 Заголовок сообщения: |
|
|
Можно прибавить вот такой фрагмент, как мне кажется, хоть он нам идеологически чужд:
 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Пт 08 Окт 2021 г. 15:21:54 Заголовок сообщения: |
|
|
Еще один детский рассказ на ручечную тему под названием "Волшебная авторучка", Т. Громова . Худ. М. Велижева. Детский мир, 1962г.
Прочитать все сканы можно тут: https://baxmyp-ka.livejournal.com/148223.html
Только позволю себе процитировать вступительный абзац со страницы по ссылке выше:
"Тамара Владимировна Громова вспомнила, что один экземпляр книжки сразу после выхода ее из типографии подарила маленькому мальчику Вове. сопроводив ее дарственной надписью. Спустя 50 с лишним лет Вовочка по просьбе автора отсканировал бережно хранящийся экземпляр и выслал изображения по электронной почте в Канаду. А потом уже Тамара Владимировна утерла нос нерасторопному собирателю, переслав сканы книжки мне. Спешу поделиться."
Еще добавлю пару слов. Сканы черно-белые, но книга была цветной:
В дарственной надписи Тамара Владимировна Громова называет себя авторшей .
Про автора - Тамару Владимировну Громову можно прочитать тут https://fantlab.ru/autor84948 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Пн 11 Окт 2021 г. 14:58:25 Заголовок сообщения: |
|
|
Рассказ "Пионеры производственники. Производство чернил, перьев, карандашей и сургуча", Орловец П., 1924, 24с.
В рассказе идет речь о том как пионеры делали чернила, перья, карандаши и прочее. Можно считать своеобразным введением в тему в художественном изложении.
Некоторые сканы страниц.
Целая книга в PDF тут https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1SV_98194/ |
|
Вернуться к началу |
|
 |
readytotalk Завсегдатай

Зарегистрирован: 18.02.2016 Сообщения: 10584 Откуда: МСК
|
Добавлено: Пн 11 Окт 2021 г. 16:04:56 Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо, интересно! _________________ С уважением, Алексей.
readytotalk@inbox.ru |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Вт 12 Окт 2021 г. 10:58:43 Заголовок сообщения: |
|
|
Прекрасное стихотворение "Чернила" замечательной советской писательницы и поэтессы Агнии Львовны Барто (1901-1981).
https://viewer.rusneb.ru/ru/000207_000017_RU_RGDB_BIBL_0000334045?page=10&rotate=0&theme=white
Опубликовано в сборнике стихотворений под заглавием "Первоклассница" в 1945 году в издательстве "Детгиз" с рисунками Н. Ушаковой.
В дальнейшем это стихотворение неоднократно входило в последующие сборники сочинений Барто.
Но вот , что странно: если посмотреть публикации этого стихотворения в этих сборниках, то там отсутствуют первые 4 строки, и получается, что стихотворение начинается как будто не с начала.
Если в 1-й публикации было:
Раньше ...... теперь .....
То в последующих публикациях стало просто: Теперь ....
Вот сканы этого стихотворения из сборника "Где живет герой?", Серия «Школьная библиотека», Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1962 год.
Как можно заметить тут отсутствуют первые 4 строки. Скачать в djvu можно отсюда http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BARTO_Agniya_L'vovna/_Barto_A.L..html (примеч. - эта гиперссылка тут неправильно отображается).
В 1-м томе 3-х томного собрания сочинений издательства «Детская литература» 1970 года также есть это стихотворение и также в урезанном вид. Скачать в fb2 и rtf можно там же http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BARTO_Agniya_L'vovna/_Barto_A.L..html (примеч. - эта гиперссылка тут неправильно отображается).
Сканов 4-х томника собрания сочинений под редакцией Л. Левина от издательства "Художественная литература" 1981—1984 годов я не видел.
А перепечатки в интернете так вообще без первых 10-и строк можно запросто встретить  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Libra Завсегдатай

Зарегистрирован: 07.06.2012 Сообщения: 2696 Откуда: Новгород Великий
|
Добавлено: Вт 12 Окт 2021 г. 17:19:37 Заголовок сообщения: |
|
|
В книге приводилось письмо, которое 12 января 1896 года Ленин написал старшей сестре Анне Ильиничне: "Если случится быть еще как-нибудь здесь, принеси мне, пожалуйста, карандаш с графитом, вставляемым в жестяную ручку. Обыкновенные карандаши, обделанные в дерево, здесь неудобны: ножа не полагается. Надо просить надзирателя починить, а они исполняют такие поручения не очень охотно и не без проволочек".
https://www.kommersant.ru/doc/2045802?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com _________________ ex jure Quiritium meum esse aio isque mihi emptus esto hoc aere aeneaque libra |
|
Вернуться к началу |
|
 |
svn Завсегдатай

Зарегистрирован: 03.10.2012 Сообщения: 1689 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт 12 Окт 2021 г. 22:54:49 Заголовок сообщения: |
|
|
Вставлю и я литературный отрывок о чернилах и карандашах, из мемуаров Короленко "История моего современника" (если кто не читал - всячески рекомендую, по мне так просто из лучших мировых образцов мемуарного жанра). Описанные эпизоды происходят в Вышнем Волочке, в политической тюрьме, где обретается Короленко. Начальствует над тюрьмой Ипполит Павлович Лаптев, глава о котором называется так: "Хороший человек на плохом месте". Дело происходит в 1880 г., Лорис-Меликов, "диктатура сердца", еще до убийства Александра II, режим относительно мягкий.
Далее большая цитата:
-----------------------------------------
Не могу забыть, как мы с «надворным советником Анненским» потихоньку воровали чернила из конторы. Анненский передал мне банку чернил, стоявшую на другом конце стола, за которым мы писали письма родным, а я потихоньку отлил из нее часть чернил в пузырек из-под лекарства. В это время мы от скуки затеяли писать коллективный роман. К сожалению, старший надзиратель заметил нашу проделку, но я, уже незаметно для него, опять передал пузырек Анненскому, который и ушел из конторы. Когда я вышел, в свою очередь, то на тюремной лестнице меня догнал Лаптев.
— Мне донесли, — сказал он взволнованным голосом, — что при вас есть банка чернил. Я не хочу вас обыскивать. Я вам поверю: скажите мне — правда это?
— Я скажу вам правду: при мне никакой банки с чернилами сейчас нет.
— Правда?
— Правда, — сказал я, улыбаясь. — Даю вам слово, что если бы вы меня обыскали, то и тогда ее не найдете, потому что сейчас ее у меня нет.
Он, по-видимому, понял условность моего ответа, но все-таки очень обрадовался, тотчас же сошел вниз и стал строго говорить старшему надзирателю, что он осмотрел меня и никаких чернил не нашел…
Наши свидания с родными происходили в особой комнате в нижнем этаже тюрьмы. В комнате были два барьера, оставлявшие в середине промежуток аршина в полтора. Мы помещались за одним барьером, наши посетители — за другим, в проходе между нами прохаживался кто-нибудь из администрации, по большей части сам Лаптев. Моя мать или какая-нибудь из сестер приходили часто вместе с женой Анненского, известной детской писательницей, и ее племянницей, которая воспитывалась у Анненских. Девочке было тогда семь лет, и Ипполит Павлович не препятствовал незаконному переходу этой посетительницы на нашу сторону. Мы с Анненским подымали обыкновенно девочку на барьер и держали ее между собой. И тут, увы! — иногда мы злоупотребляли доверием Лаптева: девочка переносила на нашу сторону карандаш, записочку, газету или другую контрабанду. Однажды, обнимая меня, она сунула цельный новый карандаш. Но он попал мимо кармана арестантского халата и с резким звоном упал на асфальтовый пол. По лицу Лаптева пробежало выражение страдания, но он продолжал ровным шагом ходить в проходе. Я наступил ногой на карандаш, потом поднял его и торопливо сунул за халат. Резкий звук падения повторился, повторилась и волна страдания, пробежавшая по лицу Лаптева. Я опять по возможности незаметно поднял карандаш. Я понимал настроение Лаптева: он был формалист и должен был установить так или иначе факт преступления, причем соучастницей являлась бы светловолосая и светлоглазая девочка. На это у него не хватило мужества, и… карандаш остался у меня.
История этого карандаша имела свое продолжение. Однажды утром, еще задолго до поверки, я проснулся от странного ощущения, будто на меня надвигается какая-то гора. Раскрыв глаза, я увидел, что над моей постелью стоит Лаптев и укоризненно поматывает своей огромной головой, причем взгляд его прикован к какому-то предмету на стуле, стоявшем рядом с кроватью. На нем лежала открытая книга, кажется тот же Адам Смит (история попадания книги Адама Смита, а равно и "Капитала" Маркса в тюрьму - отдельное занимательное повествование, но это надо читать в книге - svn), а на ней — преступный карандаш. Очевидно, его заметил в глазок старший надзиратель, может быть знавший о происшествии на свидании, и — поднял Лаптева, жившего довольно далеко от тюрьмы. Огромный указательный перст протянулся по направлению к неосторожной улике, и затем, видимо глубоко огорченный, Лаптев повернулся и вышел из камеры. Я был уверен, что он унес с собой карандаш. Но я ошибся: карандаш остался на месте.
А между тем он, очевидно, доставлял Лаптеву много заботы: когда мать после этого еще раз, уже на прощание, приехала в Вышний Волочек с сестрой, Лаптев встретил ее ласковыми словами. Он знал, что вся наша семья была разбита и матери предстоял долгий и трудный путь в Красноярск к зятю с сестрой и ее ребенком. Он встретил ее с участливым вниманием и, зная, чем угодить матери, стал хвалить меня:
— Хаг'оший сын у вас, очень хаг'оший. И потом прибавил, как бы невольно:
— Ну, есть одно…
— Что такое? Ради бога! — спросила мать.
— Есть, есть одно, — продолжал он таинственно и, видя, что мать встревожена, прибавил: — Каг'андаш у себя имеет…
— Ну это еще ничего, — облегченно вздохнула мать, опасаясь услышать что-нибудь более «политическое».
— Напг'асно вы так думаете… Ах, напг'асно…
-----------------------------------------------------------
Прошу извинить за гигантскую цитату, но, ей-ей, она того стоит. Книгу несложно найти в сети, хоть бы на флибусте. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Ср 13 Окт 2021 г. 10:49:15 Заголовок сообщения: |
|
|
svn писал(а): | Вставлю и я литературный отрывок о чернилах и карандашах, из мемуаров Короленко "История моего современника" (если кто не читал - всячески рекомендую, по мне так просто из лучших мировых образцов мемуарного жанра). Описанные эпизоды происходят в Вышнем Волочке, в политической тюрьме, где обретается Короленко. Начальствует над тюрьмой Ипполит Павлович Лаптев, глава о котором называется так: "Хороший человек на плохом месте". Дело происходит в 1880 г., Лорис-Меликов, "диктатура сердца", еще до убийства Александра II, режим относительно мягкий.
Далее большая цитата:
-----------------------------------------
....
-----------------------------------------------------------
Прошу извинить за гигантскую цитату, но, ей-ей, она того стоит. Книгу несложно найти в сети, хоть бы на флибусте. |
Огромное благодарность
Разрешите приложить сканы этого фрагмента из 5-го тома собрания сочинений в 5-и томах, стр. 125-127: Короленко В., Собрание сочинений: В 5 т. / Редколл. Г.Бялый, Г.Иванов, В.Туниманов. Т.5: История моего современника: Кн.3,4; Приложения / Сост., подгот. текста, примеч. Б.Аверина. - Л.: Худож. лит., 1991. - 592 с.
Скачать в формате djvu можно тут:
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KOROLENKO_Vladimir_Galaktionovich/_Korolenko_V.G..html
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KOROLENKO_Vladimir_Galaktionovich/Korolenko_V.G._Sobranie_sochineniy_v_5_tt._T.05.(1991).[djv-fax].zip
Начало с абзаца "Мы держали себя как школьники ...."
И еще в 4-м томе, 3-ей части в XXI главе "Религия дома и в школе" на странице 190 есть такие строчки:
"Что очень — он так и не докончил, но это неопределенное сведение почему-то присоединилось тотчас же к моему представлению о личности законоучителя. Это был человек довольно некрасивый. Суховатое нездоровое лицо, жидкие прямые волосы, редкие усы и бородка, маленькие умные глаза… Когда ему иной раз ставили на кафедре чернильницу в виде женского башмачка, он делал гримасу отвращения и, отвернув лицо, обеими руками как бы отстранял от себя искушение."
Чернильница в виде женского башмачка - мне сразу вспоминается страница с подобными флаконами-чернильницами из каталога французской чернильной фабрики Adrien Maurin 1878 года.
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b525071669/f19.item.zoom#
P.S. Мне же из воспоминаний более всего понравился 4-х томник "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков" Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833) (95 лет прожил человек). Возможно из-за старого слога, которым написаны эти записки - еще до литературного языка Карамзина и Пушкина. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Чт 14 Окт 2021 г. 10:23:14 Заголовок сообщения: |
|
|
Небольшое стихотворение о "трудности письма".
Опубликовано в ежемесячном журнале для детей среднего и младшего возраста "Костер", 1957, № 12.
https://vivaldi.nlr.ru/pm000000615/view/?#page=13 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Пт 15 Окт 2021 г. 10:57:33 Заголовок сообщения: |
|
|
"Любовница свободы"
Портрет А.С. Пушкина кисти Ореста Кипренского. 1827 год.
Удивительное стихотворение А.С. Пушкина "К моей чернильнице", 1821 год. К сожалению, часть стихотворения утрачена , но оно все равно прекрасно
Из сборника Сочинения А.С. Пушкина с объяснениями их и сводом отзывов критики : С 2 портр. Пушкина. Т. 1-4 / Изд. Льва Поливанова для семьи и школы. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва, 1901-1905. - 4 т.; 22.
Том 1, Лирические стихотворения. - 1905. - X, 421 с., 2 л. портр. 1) в лиц. мундире, ф-тип. 2) Кипренского, ф-тип.
Оригинальные сканы в PDF тут: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003966748?page=138&rotate=0&theme=white |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Чт 21 Окт 2021 г. 10:27:34 Заголовок сообщения: |
|
|
"Похвала гусиному перу"
Два четверостишия русского поэта и сатирика Нахимова А.Н. (1782 — 1815)
Сочинения Нахимова. Т. 1 [Текст] : [в 3 т.]. - Санкт-Петербург : Изд. А. Смирдина, 1849 (Тип. Имп. Акад. наук). - XII, 170; 183; 169 с. - (Полное собрание сочинений русских авторов)
https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl02000000582?page=110&rotate=0&theme=white
Два слова о сочинителе.
P.S. Продублировано из темы про чернила для общего порядка)
P.P.S. Название темы было изменено. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Пт 22 Окт 2021 г. 10:24:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Сказка "Перо и чернильница" (дат. Pen og Blækhuus) Ханса Кристиана Андерсена (1805-1875) от 1859 года.
В 2-х дореволюционных переводах.
В переводе А. и П. Ганзен:
Собрание сочинений Андерсена в 4-х томах / Пер. с дат. подлинника А. и П. Ганзен. Т. 1-4. - Санкт-Петербург : типо-лит. С.М. Николаева, 1894-1895. - 4 т.; 22.
Полное собрание сказок, рассказов и повестей : Ч. 2. - 1894. - [4], 521, [3] с. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003935012?page=105&rotate=0&theme=white
В переводе А. Н. Нееловой:
Избранные сказки Андерсена : С биогр. очерком Андерсена / Пер. М.А. Лялиной. Т. [1]-3. - Санкт-Петербург : В.И. Губинский, [1896]-[1912]. - 3 т.; 21.
Т. 2 : С 90 рис. / Перев. А.Н. Нееловой. - [1909]. - 272 с., 1 л. цв. ил. : ил. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003942289?page=150&rotate=0&theme=white |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Пн 25 Окт 2021 г. 13:13:49 Заголовок сообщения: |
|
|
Сказка "Две стклянки" Н.П. Вагнера (1829-1907).
Опубликовано в цикле повести, сказки и рассказы Кота-Мурлыки.
Вагнер, Николай Петрович (1829-1907). Повести, сказки и рассказы / [Соч.] Кота-Мурлыки. - [2-е изд.]. Т. 1-7. - Санкт-Петербург : тип. М.М. Стасюлевича, 1890-1904. - 7 т.; 22.
T.1 : 1. Слово; 2. В потьмах; 3. Князь Костя; 4. Две стклянки; 5. Мирра; 6. Собаки и люди; 7. Абу-Гассан. - 1890. - [4], 320 с. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003924274?page=260&rotate=0&theme=white |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Вт 26 Окт 2021 г. 22:53:03 Заголовок сообщения: |
|
|
"Сергею Есенину"
Sergei ESENIN | Сергей Есенин by Olga, on Flickr
Сергей Есенин (1895 – 1925)
В сказке "Две стклянки" Н.П. Вагнера из предыдущего поста есть такая мысль: "Чернила - это медиум человеческой души".
---------------------------------------------------
Стклянка съ чернилами говорила стклянкѣ съ амбрэ очень много весьма странныхъ вещей. Она доказывала ей, что внутри у нея лежитъ медіумъ человѣческой души, что безъ этого медіума люди ничего не могутъ сдѣлать.
— Если,— говорила она,— самый пламенный влюбленный юноша хочетъ написать къ своему предмету: «Душка! Я люблю тебя»! —то это дѣлается не иначе, какъ посредствомъ чернилъ. Если надо отдать приказъ, сдѣлать предписаніе, то опять обращаются за помощью къ этому медіуму. Поэзія, наука, философія все проходитъ чрезъ меня и все кончается мною. Когда въ статистическихъ отчетахъ отмѣтятъ васъ умершей, то единица, которой васъ обозначатъ, будетъ непременно изображена моей собственной сущностью. А вы согласитесь, что сумма всѣхъ сущностей и есть сумма всего существующаго.
---------------------------------------------------
Вагнер, Николай Петрович (1829-1907). Повести, сказки и рассказы / [Соч.] Кота-Мурлыки. - [2-е изд.]. Т. 1-7. - Санкт-Петербург : тип. М.М. Стасюлевича, 1890-1904. - 7 т.; 22.
T.1 : 1. Слово; 2. В потьмах; 3. Князь Костя; 4. Две стклянки; 5. Мирра; 6. Собаки и люди; 7. Абу-Гассан. - 1890. - [4], 320 с. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003924274?page=260&rotate=0&theme=white
Трагической иллюстрацией подобной мысли являются воспоминания У. Устиновой о поэте Сергее Есенине:
----------------------------------------------------
Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.
Сергей Александрович стал жаловаться,что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.
Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний
карман пиджака. ...
----------------------------------------------------
Сергей Александрович Есенин. Воспоминания [Текст] : [сборник] / под редакцией И. В. Евдокимова. - Москва ; Ленинград : Государственное изд-во, 1926. - 241, [2] с., [6] ил., портр.; 21 см. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01008951684?page=254&rotate=0&theme=white
Воспоминания В. Эрлиха о тех событиях:
-----------------------------------------------------
Пока грелась вода, занялись бритьем. Сначала я его, потом наоборот. Елизавета Алексеевна тем временем сооружала завтрак. Побрились. Стоим около письменного стола: Сергей,я и Устинова. Я перетираю бритву, Сергей моет кисть. Кажется,в комнате была прислуга. Вдруг Сергей говорит: „Да!Тетя Лиза,
послушай! Это же безобразие! Что бы в номере не было чернил! Ты понимаешь? Хочу написать стихи и нет чернил. Я искал, искал: так и не нашел. Смотри,что
я сделал! "Засучил рукав, показывает руку: разрезано.
Поднялась буча. В первый раз видел Устинову сердитой. Кончили они так:
—Сергупька! Говорю тебе в последний раз: если повторится еще раз такая штука, мы больше не знакомы.
—„Тетя Лиза! А я тебе говорю, что если у меня не будет чернил, я еще раз разрежу руку. Что я, бухгалтер что ли, чтобы откладывать на завтра!
—Чернила будут. Но если тебе еще раз взбредет в голову писать по ночам, а чернила к тому времени высохнут, можешь подождать до утра! Ничего
с тобой не случится!
На этом поладили. Сергей нагибается кстолу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи.
Затем говорит, складывая листок вчетверо и кладя мне в карман пиджака: „Это тебе. Я еще тебе не писал ведь? Правда...и ты мне тоже не писал!" Устинова хочет прочитать. Я тоже. Тяну руку в карман.
—Нет, ты подожди! Останешься один—прочитаешь. Не к спеху ведь!
..............
-----------------------------------------------------
Памяти Есенина [Текст] : [сборник] / Всероссийский союз поэтов. - Москва : Издательство Всероссийского союза поэтов, 1926. - 269 с. : ил., факс., портр.; 18 см. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01007513586?page=46&rotate=0&theme=white
То последнее стихотворение Есенина, написанное кровью: "До свиданья, друг мой, до свиданья"
Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7 томах. Том 4. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений». [Djv- 3.8M] Издание 2-е. Составление, подготовка текстов и комментарии С.П. Кошечкина и Н.Г. Юсова. Научный редактор тома Л.Д. Громова. Оформление художника Б.А. Лаврова. (Москва: ИМЛИ РАН, 2004. - Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького)
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/E/ESENIN_Sergey_Aleksandrovich/_Esenin_S.A..html
В апреле 1926 года было опубликовано стихотворение «Сергею Есенину» В.В. Маяковского.
Там были и такие строки:
-----------------------------------------------------------------------------
Не откроют
нам
причин потери
ни петля,
ни ножик перочинный.
Может,
окажись
чернила в „Англетере"„
вены
резать
не было б причины.
Подражатели обрадовались:
бис!
Над собою
чуть не взвод
расправу учинил.
Почему же
увеличивать
число самоубийств?
Лучше
увеличь
изготовление чернил!
Навсегда
теперь
язык
в зубах затворится.
---------------------------------------------------------------------
Маяковский, Владимир Владимирович (1893-1930.). Сергею Есенину. - Москва : Заккнига, 1926. - 15 с. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01005421068?page=1&rotate=0&theme=white |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Вс 31 Окт 2021 г. 19:49:22 Заголовок сообщения: |
|
|
"Республика ученых"
Сааведра Фахардо, Диего де (1584-1648)
Симболическая история о происхождении чернил из книги "Республика ученых, или Аллегорическое и критическое описание художеств и наук" испанского автора Диего де Сааведра Фахардо первой половины 17-го века.
В 1775 году вышло издание на русском языке.
Перепечатка этого фрагмента из книги Фахардо. Сохранил формы слов, но заменил буквы, вышедшие из употребления.
-------------------------------------------------------------
Вход в город.
Описание ворот.
Оставя сих художников, вошли мы в город сквозь одни ворота, покрытыя сводом, на котором находилися изображения семи свободных наук: Грамматика, Диалектика, Риторика, Арифметика, Музыка, Геометрия и Астрономия подавали одна другой свои руки. Затворы у ворот были из богатой Коринфской меди, которая в древности столь много была почитаема. Поражен будучи украшающею их резною работою, оборотился я к Полидору Виргилию и просил его, чтобы oн объявил о имени сего художника, и истолковал мне изображенные на них предметы.
Изобретение писменных чернил.
«На сих воротах, говорил он находится изобретение чернил, представленное симболическим образом. Труды сии славного Флорнтинца, который смелым и нежным своим долотом во всем свете себя прославил. Посмотрите, продолжал он, указывая пальцом на толпу людей, которых суровость и угрюмость ясно показывают, что они презирают чувствования и спокойную жизнь человеческую. С каким презрением взирают они на ету женщину, имеющую золотой венец на голове, и держащую в руке трубу. Из стану ея, можно видеть, что она поспешает скрыться от их огорчений, убегая на вершину крутыя горы. Сия женщина Честь, а те Стоики, строгие философы, ругающиеся над честию, и не причисляющие ее к истинному добру человеческому, утверждая, что она есть непричастное души счастие, безвластное и только во мнениях других людей пребывающее.
Раздражена будучи сим унижением, ускоряет своим бегством, и восходит в провожании некоторых отважных людей на вершины горы. Тут упадает она к ногам матери своея Добродетели, обитающей в пустыне, в которой Бдение, Трудолюбие и Изобретение весь ея двор составляют; она уведомляет ее о тщеславиях и ругательствах, претерпеваемых ею ежедневно от сих философов. Добродетель старается утешить дочь свою, представляя глазам ея могущество, провозглашающее великия дела, учиненныя для нея прошедших веков ироями, из коих провозсияет она предприятиями к поощрению великих мужей в будущия времена для изобретения новых путей по Океану, и для нахождения неизвестных земель, поелику дух их в обитаемых нами землях чувствует тесные для себя пределы. Сие то самое, любезная моя мать, ответствовала Честь печальным голосом, сие то самое подаваемое тобою мне утешение умножает мою горесть; известно тебе самой, сколь суетна и маловремянна слава, которою я любимцев моих удоставиваю, понеже зависит она от одних только речей, и состоит в словах, кои столь непостоянны, как и воздух, в котором они в тож самое мгновение раждаются и исчезают, и столь слабы, что не в состоянии противоборствовать забвению, яко страшной моей неприятельнице. Речи ея были препровождаемы слезами: сжаливаяся Добродетель повелевает Изобретению, сей женщине, возлагая руки свои на ея плеча, помышлять о продолжительном для славы способе. Изобретение повинуется, и вы видите ея в некотором отдалении, советующую с Ночью, которая представляется под видом сей другой женщины, прикрывающей половину лица своего усеянною звездами епанчею.
Сия предлагает ей, что как строитель вселенныя написал вечныя свои судьбы светосияющими чертами на черной ея епанче, то в подражание сему советует она изображать душевныя понятия черною краскою по белой бумаге, облекая их таким образом в тело, и утверждая слова в нерушимом пребывании, чем и ополченна будет она против забвения так, что таж самая темнота, которою старалась она затмить славу, ныне к вечному ея прославлению может способствовать.
Изобретение удовольствуясь сим советом, спешит составить победоносную сию краску. Боги взирающие из облаков на сие произшествие, предвидя, что изобретение сие уподобит Честь некому божеству, возревновали о поспешении ея намерения. Бакхус подает вино, Юпитер чернильные орешки, Помона Арабскую смолу, Веста купорос, Феб теплоту, от которой вещи сии распускаются. Таким образом составляет Изобретение чернилы, которых вы видите полные сосуды, и теж самыя чернила в городском рве. Сему то Изобретению обязана честь безсмертием, а Республика сия своим содержанием.»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оригинальные сканы этого фрагмента из русского издания 1775 года:
Сааведра Фахардо, Диего де (1584-1648), Республика ученых, или Аллегорическое и критическое описание художеств и наук, / Сочиненная дон Диегом Саведром Фаярдом, кавалером ордена св. Иакова и пр. и изданная по смерти его на испанском языке ; [Переведено с нем. яз. Михайлом Матинским]. - Санктпетербург : [Тип. Мор. кадет. корпуса, 1775]. - [12], 124 с.; 8°. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003337163?page=33&rotate=0&theme=white
Толкование слова "Честь" по "Словарю Академии Российской. по азбучному порядку расположенный" 1822 года (2-е издание).
Тот же фрагмент из оригинального испанского издания 1670 года.
https://archive.org/details/republicaliterar00saav/page/20/mode/2up
Тот же фрагмент из переводного английского издания 1728 года.
https://archive.org/details/respublicalitera00saav/page/24/mode/2up |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Чт 04 Ноя 2021 г. 11:40:29 Заголовок сообщения: |
|
|
"Книги-то, чай, чернилами пишутся!"
Детгиз
Очередное пополнение нашей скромной библиотечки.
На этот раз это будет рассказ Даниила Хармса (1905-1942) «О том, как старушка чернила покупала», опубликованный в 1929 году.
В PDF формате тут https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_rc_2597116?page=1&rotate=0&theme=white
После прочтения рассказа настоятельно рекомендую ознакомиться с научной работой А.Н. Губайдуллиной, посвященной этому произведению. Многие вещи станут яснее.
АННОТАЦИЯ
научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Губайдуллина Анастасия Николаевна
Рассказ Даниила Хармса «Как старушка чернила покупала» может быть отнесен к числу детских книг с двойной адресацией (рассчитанных на прочтение не только детьми, но и взрослыми). Текст был написан в 1928 г. и во многом явился свидетельством эпохи. В рассказе есть автобиографический и метатекстовый уровни, а также развернутая система символов, позволяющая прочитывать в этом произведении гибель человека старой эпохи в новой, постреволюционной, действительности. Трагическое настроение рассказа Хармса перекликается с интонацией современников, пишущих для детей: Н. Заболоцкого, О. Мандельштама.
Полная работа в формате PDF тут https://cyberleninka.ru/article/n/knigi-to-chay-chernilami-pishutsya-k-interpretatsii-odnogo-rasskaza-dlya-detey-d-harmsa/pdf |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Вт 09 Ноя 2021 г. 12:21:39 Заголовок сообщения: |
|
|
"О производстве и утилизации чернил"
Почтовая марка СССР, 1959 год
В автобиографических рассказах "Запсики одного мальчика" еврейского писателя и драматурга Шолом-Алейхем (настоящее имя Соломон Наумович Рабинович) (1859 — 1916) есть пара интересных глав, посвященных писчим чернилам:
7. Чернильный потоп - о кустарном производстве чернил;
8. Отклики чернильного потопа - об утилизации ненужных чернил.
Собрание сочинений [Текст] / Шолом-Алейхем ; пер. с евр., разреш. авт., Ю. И. Пинуса ; предисл. авт. к рус. изд. - Москва : Современные проблемы, 1910-1913. - 19 см. Т. 1: Дети "черты" : [Текст] : [рассказы]. Кн. 1. - 1910. - 260, [1] с., 1 л. фронт. (портр.).
https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004001151?page=34&rotate=0&theme=white |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Вс 14 Ноя 2021 г. 12:03:06 Заголовок сообщения: |
|
|
"Макающему в разум перо"
«Обязательные литераторы»: постоянные сотрудники «Современника» Панаев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Островский и Л. Толстой несут в журнал свои сочинения (шарж, 1857)
"Реклама" серебряной чернильницы в стихотворной форме от Н.А. Некрасова (1821-1877).
Лабрадор - это камень породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем.
Комментарий из собрания сочинений.
Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений. Том 12. Книга 2. Критика. Публицистика. Dubia. 1840—1865 (1995)
https://imwerden.de/publ-3884.html |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Вт 16 Ноя 2021 г. 16:51:00 Заголовок сообщения: |
|
|
"Вчера. Сегодня. Завтра"
Uzumaki, vol1, p.4, Junji Ito, 1998
В продолжение вопроса о преемственности писчих инструментов:
Crumb писал(а): | Можно прибавить вот такой фрагмент, как мне кажется, хоть он нам идеологически чужд:
 |
Глава "Вечное перо" из воспоминаний "Про Деда" Евгения Борисовича Чуковского (1937—1997) - внука Корнея Ивановича Чуковского (1982-1969). Написано в 1972 году.
Корней Чуковский с внуком Женей. На переднем плане фигурка Бибигона. Москва. 1946 год.
"Воспоминания о Корнее Чуковском"; 2012г.; г. Москва; изд. Никея; 514 стр.; ISBN: 978-5-917-61140-2.
https://imwerden.de/publ-7396.html |
|
Вернуться к началу |
|
 |
indinotes Завсегдатай

Зарегистрирован: 19.04.2012 Сообщения: 705 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вт 16 Ноя 2021 г. 17:20:25 Заголовок сообщения: |
|
|
Елочки с палочками.
Как Чуковский неаккуратно про почерк и "специалистов по чистописанию" сказал. Кажется, почерк зависит, все-таки не от инструмента, а от руки и головы пишущего? Но тогда это плохие новости для маркетологов перьевых ручек. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Ср 17 Ноя 2021 г. 13:21:35 Заголовок сообщения: |
|
|
indinotes писал(а): | Елочки с палочками.
Кажется, почерк зависит, все-таки не от инструмента, а от руки и головы пишущего? Но тогда это плохие новости для маркетологов перьевых ручек. |
Небольшое дополнение .
Я бы еще добавил, что красивый почерк зависит еще от располагаемого времени и жизненной необходимости.
Весьма любопытная история написания сатириком и чиновником Салтыковым-Щедриным одной официальной бумаги, изложенная сыном писателя. Там сын отмечает, что у отца был клинообразный почерк и для переписывания бумаг служили особые писцы-каллиграфы.
Интимный Щедрин / К. М. Салтыков Предисл.: Н. Мещеряков. - Москва ; Петроград : Гос. изд-во, 1923. - 79 с.; 17 см.
В начале XX века в начальной школе ставилась задача научить школьников писать разборчиво и чисто, но не красиво, поскольку уже на то время были более важные задачи в школьном обучении. Впрочем это было мнение одного из специалистов того периода.
Методика русского литературного языка / М.А. Тростников. - 5-е изд., испр. Ч. 1-. - Юрьев : изд. авт., 1913-1914. - 24. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Вт 23 Ноя 2021 г. 11:52:20 Заголовок сообщения: |
|
|
"В стране вещей"
В сатирической клинике. из журнала "Крокодил", 1962 год, https://vk.com/wall-181044915_1969
Несколько миниатюр, юмористических стихов, эпиграмм и коротких рассказов о всяких писчебумажных принадлежностях за авторством Феликса Давидовича Кривина (1928-2016) - писателя, поэта, прозаика и автора юмористических произведений.
Кривин Ф.Д. Калейдоскоп. Рисунки С. Мигунова. Ужгород: Издательство «Карпаты», 1965
Кривин Ф.Д. Вокруг капусты. Сборник: Юмористические стихи, эпиграммы, басни. Художник: Евгений Тихонович Мигунов. Москва: Издательство «Советский писатель», 1960
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KRIVIN_Feliks_Davydovich/_Krivin_F.D..html |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Вс 28 Ноя 2021 г. 17:12:39 Заголовок сообщения: |
|
|
Я употребляю только жидкую синьку "Идеал" Ю. Л. Лангкуч [Изоматериал] : [плакат]. - Одесса : Литография А. Шульце, 1900. - 1 л. : хромолитогр.; 45 х 31 см.
https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01009991181?page=1&rotate=0&theme=white
--------------------------------------------------------------
Рассказ "Большая стирка" из цикла "Рассказы о Белочке и Тамарочке" Л. Пантелеева (Алексей Иванович Еремеев) (1908-1987), один из авторов повести "Республика Шкид".
История о том, как Белочка и Тамарочка пролили на белую скатерть синие чернила и что им за это было.
Публикация из журнала для младших школьников "Мурзилка", №7, 1947 год.
 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Пн 29 Ноя 2021 г. 11:49:32 Заголовок сообщения: |
|
|
Обложка книги «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“», где перу И. Л. Оршера принадлежит глава «Русская история»
--------------------------------------------------------------------------------------------
Детский рассказ "Чернильные человечки" 1908 года от Иосифа Львовича Оршера (известный под литературным псевдонимом как О. Л. Д’Ор) (1878 — 1942) — писателя, журналиста, сатирика, пародиста, фельетониста. Также как и И.П. Белышев - автор сказки "Умное перо" из 1-го поста, погиб в первую блокадную зиму в Ленинграде.
Извлечение из каталога изданий Т-ва М.О. Вольфъ, где приведены краткие рецензии и отзывы на эту книгу.
Обложка и титульный лист книги.
Иллюстрации из книги "Чернильные человечки" О. Л. Д'Ора.
Полная книжка с текстом в PDF тут https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003748264?page=1&rotate=0&theme=white
или тут https://vk.com/doc18235415_559436264?hash=6081e58b7ca48d8bbb&dl=81557e6390acba035e |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Пн 29 Ноя 2021 г. 15:38:26 Заголовок сообщения: |
|
|
"шапка" двухнедельного журнала для младшего возраста "Светлячок"
----------------------------------------------------------------------------------
Еще один рассказик с названием как и в предыдущем посте - "Чернильные человечки", но от другого автора и немного о "другом". Опубликовано в журнале для детей "Тропинка", №13, от 1 июля 1908 года. Автором обозначен некто М. Риттер.
 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Ср 01 Дек 2021 г. 12:54:14 Заголовок сообщения: |
|
|
Рассказ "Два подарка" от писателя, художника и графика Виктора Владимировича Голявкина (1929-2001). Публикация из журнала "Мурзилка", №3, март, 1971г.
 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
softspring Завсегдатай

Зарегистрирован: 04.07.2020 Сообщения: 889
|
Добавлено: Сб 04 Дек 2021 г. 11:44:14 Заголовок сообщения: |
|
|
из прейс-куранта ТД "Мюр и Мерилиз", Универсальный магазин. Москва. Сезон весны 1897 г.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Пятая глава из детского рассказа "Мишенька и Машенька", в которой повествуется об очередном нестандартном применении чернил, и на этот раз окрашиванию подверглась одежда.
Автор М. Сарториус. Публикация из еженедельного журнала для младшего возраста (от 5 до 9 лет) "Задушевное слово", №25 от 18 апреля 1909 года, стр.394.
https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_60000291416?page=499&rotate=0&theme=white |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|